Зачем детям рисовать наркотики?
В борьбу с таким социальным злом, как наркомания и наркопреступность, втянуты не только правоохранительные органы, но и практически все сферы российского общества. Среднестатистический столичный житель десятки раз в день натыкается на такой мощный бренд, как "наркотики": объявления наркоконтроля в общественном транспорте, антинаркотическая реклама по обочинам проезжих частей.
Однако вопрос о профилактике наркомании остается нерешенным: как пропагандировать здоровый образ жизни и отказ от наркотиков, чтобы не достичь обратных результатов - привлечения молодежи к этой проблеме?
Сколько не говори об истинных реалиях наркотиков, все равно многие считают, что в жизни нужно все попробовать. Подростки, тем более во время переходного возраста, неожиданно осознают свое взросление, и ради самоутверждения и бахвальства перед товарищами готовы выполнить что угодно на "слабо". В 15-16 лет кажется, что все в жизни уже понятно, впереди - семья, дети и работа, все так же нудно, как и у родителей.
Мол, а вдруг завтра кирпич на голову, и уже не узнаешь, что ж там за кайф такой, ради которого люди ломают жизни себе и другим, а правоохранители сажают за решетку.
А дальше - дело за малым. Особенно, когда с экранов телевизора и страниц газет звучат призывы "попробуешь - подсядешь, привыкание практически с первого раза", или "человек становится рабом наркотиков", а вокруг - полным полно веселых одноклассников - травокуров и скачущих в клубах тусовщиков, с бешеными лицами и покрасневшими глазами. Подросток задается вопросом: не вранье ли все это, что говорят о наркотиках? Может, просто кто-то взрослый специально не разрешает пробовать наркоту, а сам-то понимает, что наркотики - это для умных, избранных?
И наступает момент, когда друзья перед дискотекой дают ему таблетку экстази, а вокруг столько такой же обдолбанной молодежи, что кажется странным всеобщее негативное отношение к "прущим" веществам. Два-три часа безудержной эйфории, радости и смеха заканчиваются, наступает ощущение, будто кто-то снова обманул, и яркие краски растеклись, обнажив серость и скуку этого мира. Однако в такой момент находятся "товарищи" по тусовке, которые подбросят еще порошка или травки, что б не так плохо было, только, конечно, за денежку или в долг: "Разочек - другой, подумаешь… как на это можно сесть? - думает наш герой. - Это какие-то лохи или слабаки становятся наркоманами, но не я же…". К сожалению, ни один наркоман изначально не собирался садиться на дурь, но только почему-то в итоге большинство тех, кто раз попробовал, забыть об этом уже не может.
Грустно, конечно, особенно наблюдая со стороны, насколько бездарно относятся к своей работе те, кто занимаются антинаркотической пропагандой. Фразы "Скажи "нет" наркотикам", "Наркотик - убийца", "Будь независим от наркотиков" и другие в том же духе фактически привлекают молодежь к "рекламируемому" продукту. Получается, что от обилия щитов вдоль улиц российских городов, на которых слово "наркотики" так и смотрится со всех сторон, в молодых головах начинают бродить мысли о наркотиках.
Если в столичном метрополитене, где регулярно прокручивается сообщение московского управления наркоконтроля, становится немного жутковато от цифр: "Ежегодно в России от наркотиков гибнет более 100 тысяч человек", то такая реклама все-таки "бьет" куда надо. И, например, довольно смешно смотреть на одного из героев проекта "Дома-2", который в течение полутора лет бродит перед камерами с неестественно красными глазами и расширенными зрачками, а потом перед многомиллионной молодежной аудиторией твердит о том, что наркотики - это плохо. И опять же - снова "наркотики", "наркотики", "наркотики"...
Общественные организации регулярно объявляют конкурсы на лучшие антинаркотические рекламные проекты. Многие из них потом используется в профилактической работе, в образовательных учреждениях. Однако по большей части такие плакаты, напротив, подсознательно привлекают неопытную молодежь к наркотикам. Примеров масса. На этом плакате "Любит - не любит", взятом с информационного портала "Без наркотиков", во всю ширь изображен конопляный лист. Остальные надписи, выполненные мелким шрифтом на сером фоне, издалека вообще не читаются, зато "семицветик" прямо-таки бросается в глаза. Ясно, что такой плакат никуда не годен.
Нередко в антинаркотической рекламе используют портреты Кобейна, Хендрикса, и других кумиров разных лет, погибших от злоупотребления наркотиками. Такой подход, напротив, вызывает желание у поклонников ушедшего таланта "помочь нести крест", ведь в таком ракурсе тот же Курт Кобейн обретает в глазах подростков "жертвенность". Плакаты, созданные в форме мультяшек или детских рисунков, вообще не вызывают никакой реакции. Более того, становится странным, когда в ходе профилактических акций проходят конкурсы детского рисунка против наркотиков. Ребенок и не думает о наркотиках, а ему предлагают взрослые дяди нарисовать шприц или косяк, фактически - включить образное мышление и представить себе, как выглядят наркотики? Почему-то мало кто об этом задумывается.
Рассуждения эти не голословны. Так, в ходе работы семинара российских журналистов "Средства массовой информации и наркотики" руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Ефимовна Маркова встретилась с представителями социальных СМИ, чтобы донести до них информацию о правильной форме подачи материалов на антинаркотическую тему. Уже не первый год Маркова признана профессиональным экспертом, анализирующим рекламу с точки зрения подсознательного влияния и негативного зомбирования. Как заявила Наталья Ефимовна, даже плакаты, заказанные ФСКН России, скрывают призыв к употреблению наркотиков: "Вот над дорогой висит плакат "Нет наркотикам". Но с точки зрения психологии слово "нет" не запоминается, зато хорошо вбивается в голову "наркотики". Попробуйте повесить плакат с надписью "Нет булочкам", и через час в булочных выстроится очередь", - заявила Маркова.
Ясно одно: такая работа, как наркопрофилактика, требует серьезнейшего профессионального подхода. Антипропагандой должны заниматься НЕ журналисты и общественные деятели, а специалисты в области подсознательного внедрения. А от того, что мы завесим все улицы надписью "наркотикам - нет", толка никакого не будет.
Александр Михайлов
по материалам сайта
"Наука о рекламе"
ВНИМАНИЕ! Если вы хотите опубликовать данный материал или выдержки из него на своем сайте, в печатном издании, где либо еще, пожалуйста, указываете гиперссылкой адрес нашего сайта
http://www.ecad.ru